пятница, 11 декабря 2009 г.

Какая музыка звучит, когда она не на продажу,

И пусть никто не объяснит, никто на свете не расскажет,
Какой огонь в груди горит, какая боль стоит на страже.
Какая музыка звучит, когда она не на продажу,
И почему всегда болит, когда судьба узлами вяжет © Brainstorm - "Ты не один"

Музыку,.. и труд скоро совсем уберут!

Ура! Ура! Если честно, то я очень даже рада, что уроки музыки, рисования, физкультуры и трудового обучения станут дополнительными. Т.е. их не будет в аттестате. У меня действительно есть претензии к этим урокам (не переходя на личности, хотя там тоже не все гладко). Давайте, разберем по косточкам. Проанализируем ситуацию с сыном и немного затронем, как это было в наше время (80-е годы прошлого века).
Музыка (-1 час в неделю). Сын в 8 классе, музыка последний год. Нет ни учебников, ни рабочих тетрадей. Трудно понять программу, по которой работает педагог. Такое чувство, что она хочет, то на уроке и дает. Ребятам, которые хотят заниматься музыкой, ходят в музыкальную школу. Там они три-четыре раза в неделю учатся играть на инструменте, занимаются сольфеджио и музыкальной литературой и поют в хоре. Насчет цен - с этого года у нас только родители дошколят платят, а остальные занимаются бесплатно. С учетом упадка рождаемости ажиотажа по поступлению нет, берут всех, тоже кому медведь на ухо наступил. Более того, там постоянно проводятся концерты силами детей, и приезжают музыканты из филармонии. Дети участвуют в а различных конкурсах по России и за рубежом. Вот отличное поле для самореализации. Разве может с этим сравниться школьный предмет «музыка»? А кто не ходит в музыкальную школу, тому значит, не интересно заниматься музыкой. Будет нужно - сам прочитает, послушает, даже в музыкальную школу может поступить учиться - берут абсолютно в любом возрасте. Есть клубы (городские, самодеятельной песни, Дома культуры), где дети и подростки общаются, учатся играть на инструментах. Опять же если есть желание.
Сын пошел в музыкальную школу в 3 года. Учился одновременно на скрипке и фортепиано. Пройдя все подготовительные и развивающие группы, дошел до 3 класса и все. Дальше учиться не захотел. Хотя у него абсолютный слух. По сольфеджио, музыкальной литературе, хору были пятерки. Проблема была как раз со специальностью. Сначала бросили скрипку, потом и фортепиано. Не хотел заниматься дома. Если честно, то руки у него не для инструментов. Не мог расслабить пальцы, а это важно. Сейчас это слово устарело - «данные», но у него как раз и не было «данных» для занятий музыкой. Помню такой случай. Играет на скрипке - я радом, как надзиратель. Я ему: «Сын, ты паузу здесь не сделал!». А он мне: «Я ее потом сделаю!»
А как это было в мое время? Музыка в школе была с первого по пятый класс. Мы, в основном, пели хором. Я ходила в музыкальную школу. Поэтому часто с музыки меня отпускали. Зато на всех выступлениях мы, кто еще учился в музыкальной школе, пели за всех, в первом ряду. В старших классах пели с подружками в ансамбле при Доме Творчества.
Рисование (-1 час в неделю). Ситуация такая же, как и с музыкальной школой. Закончилось рисование в 7 классе. У сына не было ни учебников, ни рабочих тетрадей. Практически каждый урок была «свободная тема». Для тех, кому нужно - Художественная школа или кружки рисования в Центрах и клубах. Единственное, что бы я добавила - это предмет «Черчение», начиная с 8-9 класса. Вот, что развивает образное мышление и пространственную ориентацию. Можно даже часть уроков в компьютерном классе провести, изучая Автокад. Минус школе явный - не будет рисования, кто будет школу оформлять? Этим ведь как раз и занимаются учителя рисования.
Сын занимался в Художественной школе с 5 лет. Почти дошел до 5 класса. Способностей к рисованию не было никаких. Но старался. Учителя понимали, что сын учимся для себя, поэтому помогали. Ему очень нравилась лепка. До сих пор дома все эти статуэтки стоят. Но был случай, когда один учитель ему сказал: «Слушай, а ты в рисовании не шаришь!». Все, после этого, как отрезало. Бросил. А недавно этого учителя уволили. Но сын все равно уже не пойдет туда учиться - время ушло.
Рисование - это не моя сильная сторона. Помню, на уроках рисовали лицо одноклассницы, еще нам объясняли перспективу, что в какой точке сходится. Закончилось рисование в шестом классе. Дальше началось черчение. Наверное, на рисовании было интересней, чем на музыке. В жизни практически не пригодилось. Что нужно - рисую на компьютере.
Физкультура(-2 часа в неделю). Ничего не дает детям в школе. Кому нужно, тот посещает кружки и секции. Остальные приносят справки, что не могут заниматься физическими нагрузками в школе. Есть прекрасные детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) с профессиональными тренерами и отличной базой. В школу нужно с собой брать форму. Это еще в дополнение ко второй обуви еще одна - кроссовки. Расписание составляется так, что после урока физкультуры обязательно стоит математика или физика. И набегавшиеся ребята, мирно отдыхают на этих уроках, вместо того, чтобы активно соображать. Уроки физкультуры проходят скучно - учителя, напуганные хлипким здоровьем нынешних детей, боятся давать им сильную нагрузку. Поэтому играют весь урок в баскетбол. А то и вовсе, теорию слушают. Минус для школ, если уберут физкультуру - а кого на соревнования отправлять, на эстафеты? Как детей отобрать? Придется плотнее с секциями работать. Там раз в полгода обязательно нормативы сдают и медосмотр проходят.
Сын начал заниматься плаванием в возрасте двух недель. Мы посещали детский бассейн при поликлинике, программа называлась «Плавать раньше, чем ходить». Продолжал занятия плаванием до 8 лет. О проблемах с плаванием мы писали здесь: http://mama-tania.livejournal.com/2231.html. С года занимался с ребятами в группе у-шу. Прозанимался 5 лет. В четыре года начал заниматься акробатикой. Занимался шесть лет. Выполнил какой-то взрослый разряд. Перестал заниматься, т.к. была большая нагрузка (музыкальная, художественная, иностранные языки и прочее), а для результатов нужно было увеличить количество тренировок. После не очень удачных соревнований, решили оставить акробатику. Перешел в секцию биатлона и занимается до сих пор (уже четвертый год). Нужно отметить, что нам почти всегда везло с тренерами.
Для меня, лично, физкультура всегда была пыткой. Я была очень неспортивная - ни пробежать, что называется, ни отжаться. Старалась изо всех сил, но, увы! При любом удобном случае, «косила» от физкультуры. Сама стала заниматься спортом уже потом, когда окончила университет и пошла работать. В то время модно было посещать студии шейпинга. Похудела на 12 килограмм, запросто могла на шпагат сесть. В принципе, если разомнусь, то и сейчас могу. Но в школе спортивные занятия на меня нагоняли дикую тоску и ужас!
Трудовое обучение (-2 часа в неделю). Ну, понятно, учебников нет, рабочих тетрадей тоже. Чем занимаются не очень понятно. Этот предмет тоже из серии: «А что придумает учитель?». Вполне можно обойтись станциями юных техников (СЮТ) и центрами внешкольной работы (ЦВР). Там и база, и разнообразие. Хочешь, автомоделированием занимайся, судостроением, или моделированием одежды - возможностей много. Конкурсы различные проводят, руками научат работать. А, в принципе, в семье должны этим заниматься. Или потом жизнь научит.
Сын летом активно работает на даче: электропилой, рубанком, и т.д. Белоручкой не растет. Может, если нужно яичницу себе пожарить или пельменей отварить.
Мне же этот предмет тоже ничего путного не дал. Мы делали выкройки и шили на швейных машинках - сейчас все равно не могу скроить. Ну, сшить что-нибудь простенькое, еще куда ни шло. А нужно ли? Училась готовить по книгам, а сейчас по рецептам из Интернета. Запросто можно было обойтись и без уроков труда.
Если честно, то урок труда - вообще пережиток прошлого. Когда не было дешевой и красивой одежды, книг по кулинарии, продуктов в таком изобилии, может быть он себя и оправдывал, готовя учеников к жизни, когда все приходится делать самому. Просто натуральное хозяйство. А когда сегодня любой ребенок может выжигать самостоятельно, лобзиком выпиливать что-то, появились деревянные конструкторы - только собирай и клей. Более того, появились специальные фирмы по помощи в быту. Т.е. можно и не махать молотком: позвони, заплати и все будет на высшем уровне. Поэтому уроки труда совсем теряют свою первоначальную функцию - готовить детей к суровой жизни.
Итак, мы и получаем выигрыш в виде 6 часов в неделю. Т.е. ребенок сможет приходить домой полвторого, кушать и бежать в выбранную секцию или кружок. Да и в институте, куда он будет поступать, никого не волнуют оценки по музыке или физкультуре (если ВУЗ не профильный). А если профильный, то тогда пусть аттестат из этих школ приносит.
Слышу возражения - все эти предмету нужны для общего развития. Кому нужно? Что такое общее развитие? Будет ли он культурным человеком только благодаря этим предметам в школе? А может быть все идет из семьи?
Следующие вопросы: а вы об учителях подумали? Куда их девать?
Учителям придется уйти в дополнительное образование (центры, клубы) либо на пенсию. Если бы мы так заботились о лошадях, то, наверное, до сих пор ездили на них, а не машинах.
Мы бы еще убрали в дополнительный цикл такие предметы, как: обществознание, ОБЖ. Добавить тоже в дополнительно образование: экономику, психологию, философию. Программы есть. Разбить их по классам. Например, философия с первого класса («Элфи» и др. Липмана) до 6-7 класса, психология 8-9 классы (как раз дети взрослеют, определяются, как раз переходный возраст и занятия с психологом не помешают) и экономика для 10-11 классов.
Насчет религиоведения. Первое, нужно создавать православные школы, где помимо основных предметов ученики будут изучать «Закон Божий» и др. Во-вторых, предмет «Основы православной культуры» должен быть по выбору для учеников и без оценок. В-третьих, очень требовательно подойти к учителю на данный предмет. Лучше это будет учитель из Детской Воскресной школы. В-четвертых, расширить школьным библиотекам список выписываемых журналов и покупаемых книг - включить туда детские православные журналы (например, «Православная радуга») и «Жития Святых для детей» и др. В-пятых, продумать и проводить классные часы, православные праздники с родителями в школах. Это может быть и Рождество, Пасха и др. В-шестых, закрепить за каждой школой батюшку (приход) и официально завести ему номер ICQ, куда бы могли обратиться и дети и взрослые. Можно так же дать адрес сайта Храма. Наши дети постоянно общаются с помощью ICQ. Так пусть у каждого, про запас, будет номер батюшки, и они будут знать, к кому в трудную минуту могут обратиться за советом и помощью.
Сын четыре года посещал Воскресную школу для детей. Там было просто замечательно. Главное, наши замечательные педагоги. Они все так доступно и интересно рассказывали, что даже родители оставались на занятиях и слушали. Вместе проводили праздники, ездили на экскурсии.
Опыт: Есть такая поговорка: «знания приносят печаль». А бессистемные знания - вдвойне. Пока в школе не будет продуманной образовательной системы, бесполезно требовать с учеников усвоение системы знаний. Кстати, практически все великие ученые были глубоко верующими людьми.

Происхождение названий нот

До нот в европейской музыке использовались особые знаки - невмы (от др.-греч. πνεῠμα - дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.
Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо (Guido D'Arezzo (примерно 991 - 1033гг)), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:

(также можете посмотреть полную версию гимна в старой четырёхлинейной записи)
Гимн "Ut queant laxis" был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом (Paulus Diaconus), жившим во второй половине VIII века. Слова первой строфы гимна таковы:
Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Ioannes.
Что примерно можно перевести так: "Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоан".
Мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей. С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам. Получилось ut, re, mi, fa, sol, la. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения открытого звука на первом месте в слоге. Приписывается это нововедение некоему Дж. Дони (около 1540 г.), который то ли назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus). Седьмая нота не входила в средневековый шестиступенчатый звукоряд (гексакорд) и при переходе на нынешнюю октавную систему была названа si по перым буквам имени Sancte Ioannes из последней строчки.
В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не было названий нот начинающихся с одной гласной, а также, чтобы не путать её с нотой C (произносится как «си») латинской нотации, где она обозначает ноту до. Дело в том, что в некоторых странах больше распространена латинская система обозначения нот, где ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H (читается «ха»). Эта систем более логична, так как просто обозначает ноты первыми 8 буквами латинского алфавита, причём началом отсчёта в данном варианте является не до (C), а ля (A), будучи эталонным звуком в современной музыке (ля первой октавы соответствует частоте колебаний воздуха 440 Герц, на эту частоту настроен стандартный камертон). Обратите внимание, что ноту си обозначает не буква B, а H. Это связано исторически с использованием фригийского ля-минора в песнопениях, поэтому буквой B обозначают си-бемоль.
Кстати, с латинской нотацией связаны и внешние виды ключей. Ключ условно обозначает размещение одной из нот, относительно которой отсчитывается расположение всех остальных нот. Например, самый распространённый и узнаваемый даже людьми далёкими от музыки, скрипичный ключ помещает ноту "соль" первой октавы на вторую снизу строчку нотного стана. Его вид - это как раз и есть видоизменённое изображение рукописной буквы G. А скрипичным он называется, потому что в нём удобно располагаются ноты, соответствующие объёму скрипки. Кроме скрипчиного так же повсеместно употребляется ключ «фа» (Басовый) своим видом обязаный букве F, также встречаются и другие ключи, например, ключ «до» (Альтовый) изображённый в виде буквы C.

Источник

ПОЭТ ЗИМЫ

Дорогая, я вышел сегодня из дому
поздно вечером
подышать свежим воздухом,
но забыть одну жизнь человеку нужна, как минимум,
еще одна жизнь. И я эту долю прожил.
Иосиф Бродский - Дорогая, я вышел сегодня из дому 02:53 
ибо время, столкнувшись с памятью,
узнает о своем бесправии.

- у Окна (Ю.Рудаков ст.И. Бродский) 04:24 
Я всегда твердил, что судьба - игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
как способность торчать, избежав укола.  
Я сижу у окна. За окном осина.  
Я любил немногих. Однако - сильно.
-
Я сижу у окна. Я помыл посуду.  
Я был счастлив здесь, и уже не буду.
Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
не дает побега; что луг с поляной
есть пример рукоблудья, в Природе данный. 
-
Я сижу в темноте. И она не хуже  
в комнате, чем темнота снаружи.
Слепые блуждают ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.
Слепые живут наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни:
из камня делают стены.
За ними живут мужчины.
Женщины. Дети. Деньги.
Поэтому несокрушимые
лучше обойти стены.
А музыка -- в них упрется.
Музыку поглотят камни.
И музыка умрет в них,
захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать наощупь.
Так, значит, слепым -- проще...
Слепой идет через площадь.
Мы не пьяны. Мы, кажется, трезвы.
И, вероятно, вправду мы поэты,
Когда, кропая странные сонеты,
Мы говорим со временем на "вы".
И вот плоды -- ракеты, киноленты.
И вот плоды: велеречивый стих...
Рисуй, рисуй, безумное столетье,
Твоих солдат, любовников твоих,
Смакуй их своевременную славу!
Зачем и правда, все-таки, -- неправда,
Зачем она испытывает нас...
И низкий гений твой переломает ноги,
Чтоб осознать в шестидесятый раз
Итоги странствований, странные итоги.
Концертные записи Аквариума - Памяти Иосифа Бродского 01:31 
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
Когда теряет равновесие
Твое сознание усталое,
Когда ступеньки этой лестницы
Уходят из под ног, kак палуба,
Когда плюет на человечество
Твое ночное одиночество,
-Ты можешь рассуждать о вечности
И сомневаться в непорочности
Идей, гипотез, восприятия
Произведения искусства,
И кстати - самого зачатия
Мадонной Сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
С ее глубокими могилами,
Которые потом, за давностью,
Покажутся такими милыми.
Да, лучше поклоняться данности
С короткими ее дорогами
Которые потом до странности
Покажутся тебе широкими
Покажутся большими, пыльными,
Усеянными компромиссами,
Покажутся большими крыльями,
Покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности
С убогимиее мерилами,
Которые потом до крайности,
Послужат для тебя перилами,
Хотя и не особо чистыми
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой
выщербленной лестнице.
Иосиф Бродский - Время года зима 01:35 
Все это было, было.
Все это нас палило.
Все это лило, било,
вздергивало и мотало,
и отнимало силы,
и волокло в могилу,
и втаскивало на пьедесталы,
а потом низвергало,
а потом -- забывало,
а потом вызывало
на поиски разных истин,
чтоб начисто заблудиться
в жидких кустах амбиций,
в дикой грязи простраций,
ассоциаций, концепций
и -- просто среди эмоций.
Но мы научились драться
и научились греться
у спрятавшегося солнца
и до земли добираться
без лоцманов, без лоций,
но -- главное -- не повторяться.
Нам нравится постоянство.
Нам нравятся складки жира
на шее у нашей мамы,
а также -- наша квартира,
которая маловата
для обитателей храма.
Нам нравится распускаться.
Нам нравится колоситься.
Нам нравится шорох ситца
и грохот протуберанца,
и, в общем, планета наша,
похожая на новобранца,
потеющего на марше.
3 декабря 1958
Бродскому 18 (!) лет
Елена Фролова - Зимним вечером на сеновале (И. Бродский-Е.Фролова) 02:29 
Только одной тебе
свойственно, вещь губя,
приравниванье к судьбе
сжигаемого - себя!
-
Это твой жар, твой пыл!
Не отпирайся! Я
твой почерк не позабыл,
обугленные края.
Как не скрывай черты,
но предаст тебя суть,
ибо никто, как ты,
не умел захлестнуть,
выдохнуться, воспрясть,
метнуться наперерез.
Назрела б та страсть,
воистину бы воскрес!
-
Ты та же, какой была.
От судьбы, от жилья
после тебя - зола,
тусклые уголья,
холод, рассвет, снежок,
пляска замерзших розг.
И как сплошной ожог -
не удержавший мозг.

Скоро Новый Год! =)))


Для тех, кто хочет зарядиться новогодним настроением, предлагаю перечень моих любимых новогодних и рождественских песенок и фильмов =)
Песни:
1. В лесу родилась елочка =)
Детские хор - В лесу родилась елочка 02:28 
2.
Детские песни - Елочка-елка 03:49 
3.
Детские Новогодние Песенки - Маленькой Ёлочке 00:55 
5.
умка - Ёлка маячок 01:12 
А теперь несколько зарубежных песенок:
6.
Blackmore's Night - Ding Dong Merrily on High 03:16 
7.
[Музыка из рекламы Miller] Michael Buble - Let It Snow 02:05 
Frank Sinatra - Let It Snow! Let It Snow! Let It Snow! 02:35 
8. Несколько вариаций на Jingle Bells
Disney - Jingle Bells 02:25 
Alvin And The Chipmunks - Jingle Bells 02:36 
Sailor Senshi - Jingle_Bells 02:57 
Алексей Кортнев - Бубенцы (Jingle Bells) 02:38 
YELLO - Yello - Jingle Bells (396школа 1966-1974год) Бойцовский А.В. 02:57 
Basshunter - Jingle Bells (Jingle Bass) 02:45 
9.
Aly & AJ - J - J - J - J - J - God Rest Ye Merry Gentlemen 02:33 
10. ОБОЖАЮ ВОТ ЭТУ! Правда тут она немного в современном варианте =)
Emmy Rossum - Carol Of The Bells 02:40 
11.
Christmas Songs - Jingle Bell Rock 02:08 
12.
Diana Krall - Santa Claus Is Coming to Town 02:53 
13. Из фильма "Полярный экспресс"
ПОЛЯРНЫЙ ЭКСПРЕСС - When Christmas Comes To Town 04:07 
14. Из фильма "Реальная любовь"
Billy Mackv - Christmas Is All Around 03:49 
А теперь любимые новогодние фильмы:
1. Ну конечно все русские сказки =)
2. Иван Васильевич меняет профессию
3. Ирония судьбы (ну какой же Новый год без нее!)
4. Реальная любовь
5. Отпуск по обмену
6. Один дома 1,2
7. ПОЛЯРНЫЙ ЭКСПРЕСС
8. Рождественская история
хм... ну вот это основные =))) если что-нибудь еще придумаю, напишу =))
С наступающим всех! =)))))