воскресенье, 12 апреля 2009 г.
Вербное воскресение
Католики и православные христиане сегодня отмечают Вербное воскресение
Подробнее о празднике в продолжении новости
Материал из Википедии - свободной энциклопедии Вход Господень в Иерусалим
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресение
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке
Отмечается православными и католиками
Дата 6-е воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России - верб
в православии:
послабление в посте на рыбу;
Связан с Страстной седмицей и Пасхой
Вход
Вербноеим в воскресен, воскре воск, воскрес воскресенье,
воскресен воскресенье - христианский праздник, отмечаемый в
воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую
Неделю Великого Поста.
В русских богослужебных книгах называется
также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресением, что
связано с тем, что пальмовые ветви в России в народном обиходе заменяли
на вербы
Празднуемое событие
Евангелие от Матфея
повествует, что апостолы в Виффагии берут осленка и ослицу; по слову
Иисуса, хозяева не препятствуют (Мф. 21:1-7)
Иисус въезжает верхом
на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и
пальмовые ветви с восклицаниями: "Осанна! Благословен грядущий во Имя
Господне, Царь Израилев!"" (Ин 12:12-13).
В Иерусалимском храме
Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря
"написано: "дом Мой домом молитвы наречется", а вы сделали его вертепом
разбойников" (Мф 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако
те не смеют взять Его опасаясь народа.
Исцеление слепых и хромых (Мф. 21:14).
Покинув Иерусалим, он вернулся в Вифанию.
Значение
Праздник
символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа (верба -
северный аналог пальмовых ветвей - атрибута, которым приветствовали
царей); а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай.
Иудеи
ожидали, что Мессия - Спаситель Израиля явится на Пасху. В то время
Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального
освободителя от иноземного господства.
Народ Иерусалима, зная о
воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус,
показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны,
въезжает на осленке (на Востоке въезжать в город на осле - символ мира,
верхом на коне - символ войны).
Празднование
Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.
Православие
В
православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других
двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя
Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднество, и
совсем не имеет попразднества, так как за ним сразу следует Страстная
Седмица.
Во время всенощного бдения под праздник Входа
Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего
Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках
ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения)
читается особая молитва на благословение "ваий" (т.е. пальмовых ветвей,
в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого
вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.
У
православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение
всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях
существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших
в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и
встретят Спасителя с освящёнными ветвями.
Народные традиции в России
В
допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось
так называемое "шествие на осляти" - обряд, заимствованный из
византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском
приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади
на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия,
изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в
ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы
идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также
совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя,
соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был
упразднен.
Общераспространённым в народе был обычай слегка
ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не
водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали
случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая:
"Верба хлыст, без до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба".
Простой
народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в
спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от
злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода
"вербные" обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях
России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется
народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в
церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы
предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают
хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем
окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый
раз провожают скот на пастбище.
Вербе и её серёжкам
приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая
это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы
бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других
болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали
серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных
почек.
Многие верили, что освящённая верба может остановить
летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус,
желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в
Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы
- средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае
должно прогнать природную робость.
Но вот сажать вербу считалось
плохой приметой. Говорили: "Кто вербу сажает, сам на себя заступ
готовит" (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).
Особой
приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были
любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских
игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К
пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался
"вербный херувим".
С вербой связано много поговорок и примет:
"На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил", "Скотину
выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья",
"Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут", "На
вербной мороз - яровые хлеба хороши будут", "Верба распутицу ведёт,
гонит с реки последний лёд", "Не верба бьёт, а старый грех".
В
Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и
растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день
вербную кашу с вербными серёжками (почка)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий