пятница, 11 декабря 2009 г.

Музыку,.. и труд скоро совсем уберут!

Ура! Ура! Если честно, то я очень даже рада, что уроки музыки, рисования, физкультуры и трудового обучения станут дополнительными. Т.е. их не будет в аттестате. У меня действительно есть претензии к этим урокам (не переходя на личности, хотя там тоже не все гладко). Давайте, разберем по косточкам. Проанализируем ситуацию с сыном и немного затронем, как это было в наше время (80-е годы прошлого века).

Музыка (-1 час в неделю). Сын в 8 классе, музыка последний год. Нет ни учебников, ни рабочих тетрадей. Трудно понять программу, по которой работает педагог. Такое чувство, что она хочет, то на уроке и дает. Ребятам, которые хотят заниматься музыкой, ходят в музыкальную школу. Там они три-четыре раза в неделю учатся играть на инструменте, занимаются сольфеджио и музыкальной литературой и поют в хоре. Насчет цен - с этого года у нас только родители дошколят платят, а остальные занимаются бесплатно. С учетом упадка рождаемости ажиотажа по поступлению нет, берут всех, тоже кому медведь на ухо наступил. Более того, там постоянно проводятся концерты силами детей, и приезжают музыканты из филармонии. Дети участвуют в а различных конкурсах по России и за рубежом. Вот отличное поле для самореализации. Разве может с этим сравниться школьный предмет «музыка»? А кто не ходит в музыкальную школу, тому значит, не интересно заниматься музыкой. Будет нужно - сам прочитает, послушает, даже в музыкальную школу может поступить учиться - берут абсолютно в любом возрасте. Есть клубы (городские, самодеятельной песни, Дома культуры), где дети и подростки общаются, учатся играть на инструментах. Опять же если есть желание.

Сын пошел в музыкальную школу в 3 года. Учился одновременно на скрипке и фортепиано. Пройдя все подготовительные и развивающие группы, дошел до 3 класса и все. Дальше учиться не захотел. Хотя у него абсолютный слух. По сольфеджио, музыкальной литературе, хору были пятерки. Проблема была как раз со специальностью. Сначала бросили скрипку, потом и фортепиано. Не хотел заниматься дома. Если честно, то руки у него не для инструментов. Не мог расслабить пальцы, а это важно. Сейчас это слово устарело - «данные», но у него как раз и не было «данных» для занятий музыкой. Помню такой случай. Играет на скрипке - я радом, как надзиратель. Я ему: «Сын, ты паузу здесь не сделал!». А он мне: «Я ее потом сделаю!»

А как это было в мое время? Музыка в школе была с первого по пятый класс. Мы, в основном, пели хором. Я ходила в музыкальную школу. Поэтому часто с музыки меня отпускали. Зато на всех выступлениях мы, кто еще учился в музыкальной школе, пели за всех, в первом ряду. В старших классах пели с подружками в ансамбле при Доме Творчества.

Рисование (-1 час в неделю). Ситуация такая же, как и с музыкальной школой. Закончилось рисование в 7 классе. У сына не было ни учебников, ни рабочих тетрадей. Практически каждый урок была «свободная тема». Для тех, кому нужно - Художественная школа или кружки рисования в Центрах и клубах. Единственное, что бы я добавила - это предмет «Черчение», начиная с 8-9 класса. Вот, что развивает образное мышление и пространственную ориентацию. Можно даже часть уроков в компьютерном классе провести, изучая Автокад. Минус школе явный - не будет рисования, кто будет школу оформлять? Этим ведь как раз и занимаются учителя рисования.

Сын занимался в Художественной школе с 5 лет. Почти дошел до 5 класса. Способностей к рисованию не было никаких. Но старался. Учителя понимали, что сын учимся для себя, поэтому помогали. Ему очень нравилась лепка. До сих пор дома все эти статуэтки стоят. Но был случай, когда один учитель ему сказал: «Слушай, а ты в рисовании не шаришь!». Все, после этого, как отрезало. Бросил. А недавно этого учителя уволили. Но сын все равно уже не пойдет туда учиться - время ушло.

Рисование - это не моя сильная сторона. Помню, на уроках рисовали лицо одноклассницы, еще нам объясняли перспективу, что в какой точке сходится. Закончилось рисование в шестом классе. Дальше началось черчение. Наверное, на рисовании было интересней, чем на музыке. В жизни практически не пригодилось. Что нужно - рисую на компьютере.

Физкультура(-2 часа в неделю). Ничего не дает детям в школе. Кому нужно, тот посещает кружки и секции. Остальные приносят справки, что не могут заниматься физическими нагрузками в школе. Есть прекрасные детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) с профессиональными тренерами и отличной базой. В школу нужно с собой брать форму. Это еще в дополнение ко второй обуви еще одна - кроссовки. Расписание составляется так, что после урока физкультуры обязательно стоит математика или физика. И набегавшиеся ребята, мирно отдыхают на этих уроках, вместо того, чтобы активно соображать. Уроки физкультуры проходят скучно - учителя, напуганные хлипким здоровьем нынешних детей, боятся давать им сильную нагрузку. Поэтому играют весь урок в баскетбол. А то и вовсе, теорию слушают. Минус для школ, если уберут физкультуру - а кого на соревнования отправлять, на эстафеты? Как детей отобрать? Придется плотнее с секциями работать. Там раз в полгода обязательно нормативы сдают и медосмотр проходят.

Сын начал заниматься плаванием в возрасте двух недель. Мы посещали детский бассейн при поликлинике, программа называлась «Плавать раньше, чем ходить». Продолжал занятия плаванием до 8 лет. О проблемах с плаванием мы писали здесь: http://mama-tania.livejournal.com/2231.html. С года занимался с ребятами в группе у-шу. Прозанимался 5 лет. В четыре года начал заниматься акробатикой. Занимался шесть лет. Выполнил какой-то взрослый разряд. Перестал заниматься, т.к. была большая нагрузка (музыкальная, художественная, иностранные языки и прочее), а для результатов нужно было увеличить количество тренировок. После не очень удачных соревнований, решили оставить акробатику. Перешел в секцию биатлона и занимается до сих пор (уже четвертый год). Нужно отметить, что нам почти всегда везло с тренерами.

Для меня, лично, физкультура всегда была пыткой. Я была очень неспортивная - ни пробежать, что называется, ни отжаться. Старалась изо всех сил, но, увы! При любом удобном случае, «косила» от физкультуры. Сама стала заниматься спортом уже потом, когда окончила университет и пошла работать. В то время модно было посещать студии шейпинга. Похудела на 12 килограмм, запросто могла на шпагат сесть. В принципе, если разомнусь, то и сейчас могу. Но в школе спортивные занятия на меня нагоняли дикую тоску и ужас!

Трудовое обучение (-2 часа в неделю). Ну, понятно, учебников нет, рабочих тетрадей тоже. Чем занимаются не очень понятно. Этот предмет тоже из серии: «А что придумает учитель?». Вполне можно обойтись станциями юных техников (СЮТ) и центрами внешкольной работы (ЦВР). Там и база, и разнообразие. Хочешь, автомоделированием занимайся, судостроением, или моделированием одежды - возможностей много. Конкурсы различные проводят, руками научат работать. А, в принципе, в семье должны этим заниматься. Или потом жизнь научит.

Сын летом активно работает на даче: электропилой, рубанком, и т.д. Белоручкой не растет. Может, если нужно яичницу себе пожарить или пельменей отварить.

Мне же этот предмет тоже ничего путного не дал. Мы делали выкройки и шили на швейных машинках - сейчас все равно не могу скроить. Ну, сшить что-нибудь простенькое, еще куда ни шло. А нужно ли? Училась готовить по книгам, а сейчас по рецептам из Интернета. Запросто можно было обойтись и без уроков труда.

Если честно, то урок труда - вообще пережиток прошлого. Когда не было дешевой и красивой одежды, книг по кулинарии, продуктов в таком изобилии, может быть он себя и оправдывал, готовя учеников к жизни, когда все приходится делать самому. Просто натуральное хозяйство. А когда сегодня любой ребенок может выжигать самостоятельно, лобзиком выпиливать что-то, появились деревянные конструкторы - только собирай и клей. Более того, появились специальные фирмы по помощи в быту. Т.е. можно и не махать молотком: позвони, заплати и все будет на высшем уровне. Поэтому уроки труда совсем теряют свою первоначальную функцию - готовить детей к суровой жизни.

Итак, мы и получаем выигрыш в виде 6 часов в неделю. Т.е. ребенок сможет приходить домой полвторого, кушать и бежать в выбранную секцию или кружок. Да и в институте, куда он будет поступать, никого не волнуют оценки по музыке или физкультуре (если ВУЗ не профильный). А если профильный, то тогда пусть аттестат из этих школ приносит.

Слышу возражения - все эти предмету нужны для общего развития. Кому нужно? Что такое общее развитие? Будет ли он культурным человеком только благодаря этим предметам в школе? А может быть все идет из семьи?

Следующие вопросы: а вы об учителях подумали? Куда их девать?

Учителям придется уйти в дополнительное образование (центры, клубы) либо на пенсию. Если бы мы так заботились о лошадях, то, наверное, до сих пор ездили на них, а не машинах.

Мы бы еще убрали в дополнительный цикл такие предметы, как: обществознание, ОБЖ. Добавить тоже в дополнительно образование: экономику, психологию, философию. Программы есть. Разбить их по классам. Например, философия с первого класса («Элфи» и др. Липмана) до 6-7 класса, психология 8-9 классы (как раз дети взрослеют, определяются, как раз переходный возраст и занятия с психологом не помешают) и экономика для 10-11 классов.

Насчет религиоведения. Первое, нужно создавать православные школы, где помимо основных предметов ученики будут изучать «Закон Божий» и др. Во-вторых, предмет «Основы православной культуры» должен быть по выбору для учеников и без оценок. В-третьих, очень требовательно подойти к учителю на данный предмет. Лучше это будет учитель из Детской Воскресной школы. В-четвертых, расширить школьным библиотекам список выписываемых журналов и покупаемых книг - включить туда детские православные журналы (например, «Православная радуга») и «Жития Святых для детей» и др. В-пятых, продумать и проводить классные часы, православные праздники с родителями в школах. Это может быть и Рождество, Пасха и др. В-шестых, закрепить за каждой школой батюшку (приход) и официально завести ему номер ICQ, куда бы могли обратиться и дети и взрослые. Можно так же дать адрес сайта Храма. Наши дети постоянно общаются с помощью ICQ. Так пусть у каждого, про запас, будет номер батюшки, и они будут знать, к кому в трудную минуту могут обратиться за советом и помощью.

Сын четыре года посещал Воскресную школу для детей. Там было просто замечательно. Главное, наши замечательные педагоги. Они все так доступно и интересно рассказывали, что даже родители оставались на занятиях и слушали. Вместе проводили праздники, ездили на экскурсии.

Опыт: Есть такая поговорка: «знания приносят печаль». А бессистемные знания - вдвойне. Пока в школе не будет продуманной образовательной системы, бесполезно требовать с учеников усвоение системы знаний. Кстати, практически все великие ученые были глубоко верующими людьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий