воскресенье, 30 августа 2009 г.

О свойствах воронок

       Когда-то (года три назад) я влезла по шею в болото теоретической психологии в основном для того, чтобы  разобраться в парадоксе: почему очевидно хороший человек (в данном случае мой друг Гизумо) так потребительски относится к другим людям.

      Последняя версия, которая кажется мне наиболее правдоподобной - что такая ситуация связана не с личными качествами Гизумо, а с тем, что он оказался в составе семьи-"воронки" в качестве Ресурса.

     "Воронкой" может быть пара любой природы - семейная, рабочая, по интересам или даже пара людей, связанных между собой через третье лицо. Основное ее свойство - наличие внутри пары "пользователя" и "ресурса". Заметна односторонность отношений - то есть Пользователь зависит от Ресурса, но не наоборот - и с другой стороны, что Пользователь воспринимает Ресурс в несколько усеченном виде, не оценивает его вполне по достоинству (на сторонний взгляд по объективным достоинствам Ресурс почти всегда выше Пользователя, но Пользователю из-за его специфического угла зрения это не очень заметно) . Такие группы имеют тенденцию к самозамыканию, но полезнее для них как раз разделение поля деятельности, так как Ресурс, если у него нет возможности отдохнуть от Пользователя, сильно устает и теряет интерес к жизни.

      У внешних наблюдателей такой группы Ресурс обычно вызывает сильное сочувствие, так как в паре он занимает положение альтруиста; но стоит ему немного расслабиться в поле этого сочувствия, как он начинает вести себя довольно эгоистично - забывать об интересах других, принимать заботу как должное; или просто другие люди выпадают из сферы его внимания вообще, как если бы их не было. Особенно эта тенденция усиливается в периоды непрерывного насыщенного общения с Пользователем, когда от пары-"воронки" почему-либо требуется интенсивная совместная деятельность. В принципе глубинное самоощущение "ресурса" виктимно: "мне и так плохо, а вы тут со своими мелочными придирками", и это самоощущение в критические моменты может выплескиваться наружу, что для окружающих может быть совершенно непонятно: он же сам во все это влез, никто не заставлял...

     Понятие (переименованное мной для удобства) было введено Г. Квашой, который считает, что в принципе "воронки" - это зло, которого лучше по жизни избегать, однако положительный эффект "воронок" можно заметить в длительных проектах (ибо для "воронки" характерна сверхбыстрая передача информации), а также во всех ситуациях, требующих определенного эмоционального накала (например, хорошее кино почти никогда не обходится без одной-двух "воронок"). По тем же причинам в жизнь людей, которым трудно жить без сильных переживаний, "воронка" встраивается естественно, хотя и не без ущерба (в первую очередь для здоровья, как я понимаю). Еще одна категория людей, легко попадающих в "воронки" - это люди, которых с детства приучили относиться к себе именно как к Ресурсу или именно как к Пользователю. Им привычный расклад кажется естественным и чуть ли не единственно возможным.

Практические выводы- Техника безопасности при обращении с "воронкой":

1. Со средой, окружающей "воронку", нужно поддерживать максимально хорошие отношения, ибо в кризисные для воронки периоды страдает именно среда. Чисто из соображений справедливости необходимо использовать  любой шанс вложения в среду.

2. Ресурсу требуется постоянная работа над своим восприятием жизни, чтобы все-таки согласовать цели Пользователя и свои собственные, и научиться последние отстаивать открыто, а не в пассивно-агрессивном режиме.

3. Пользователю следует обращаться к Ресурсу не каждый раз как захочется (ибо соблазн велик, а отказать Пользователю трудно), а хотя бы через три раза на четвертый.

4. Очень важно, чтобы и Пользователь,  и Ресурс целенаправленно разрабатывали  источники жизненных сил, характерные для каждого - будь то информация, природа, музыка и литература, общение с Богом и другими людьми.  Кстати, упомянутое выше "вложение в среду" само по себе может быть хорошим источником энергии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий